НЕМНОГО ИСТОРИИ

ИЗ БОЛЬШОЙ СОВЕТСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
"Капустник" - шуточное юмористическое представление. "Капустники" устраивались в дореволюционной России работниками театра для узкого круга приглашенных, обычно во время так называемого великого поста (название по традиционному "великопостному блюду" - капусте). В Москве первые "капустники" в виде закрытых вечеров пародии и шутки организовывались Обществом искусства и литературы (1888-91). Позднее такие вечера проводились в Московском художественном театре. Здесь же в 1910 показан и первый платный "капустник" (в пользу нуждающихся артистов театра). Главным организатором и бессменным конферансье "капустников" МХТа был Н. Ф. Балиев. На основе "капустников" Художественного театра в 1908 возник лучший дореволюционный театр миниатюр "Летучая мышь". В советское время вечера-"капустники" устраиваются в литературно-театральной среде, главным образом в дни юбилеев, праздников. Значительное распространение получили "капустники", как вид художественной самодеятельности, основанный на местном злободневном материале.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА Д.Н.УШАКОВА
КАПУСТНИК
1. Огород, засаженный капустой (обл.).
2. Червь, водящийся на капусте (зоол.).
3. Название разных кушаний из капусты, с капустой (пирог, запеканка, солянка и др.; обл.).
4. Актерская вечеринка по случаю окончания зимнего сезона (актерское арго).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "МОСКВА"
Кофейня Печкина - московская литературная кофейня; в середине XIX в., по выражению А.Ф. Писемского, «самое умное и острословное место в Москве». Находилась близ Театральной площади, рядом с трактиром Печкина. Основатель — И.А. Бажанов (впоследствии тесть П.С. Мочалова). Существование Кофейни Печкина приходится на полосу расцвета салонно-кружковой культуры России (1830-е гг. — середина XIX в.). По сути своей это был клуб, «устный журнал» для обсуждения литературных и театральных новостей. В Кофейне Печкина сходились и участвовали в спонтанно разыгрываемых спектаклях, диалогах, импровизациях В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, В.И. Живокини, Мочалов, А.Н. Островский, П.М. Садовский, М.С. Щепкин. Кофейня Печкина — предшественница театральных капустников, театров малых форм начала XX в.


ЧТО ТАКОЕ "КАПУСТНИК"?

В рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» между героями происходит диалог, где упоминается слово, ставшее приметой Москвы начала прошлого века:
«– Заезжайте ко мне завтра вечером не раньше десяти. Завтра «капустник» Художественного театра.
– Так что? – спросил я. – Вы хотите поехать на этот «капустник»?»
Слово «капустник» взято в рассказе в кавычки, значит, оно ещё не было общеизвестным, было новым и для героев рассказа и для читателей. Сегодня же уже никому не надо объяснять, что капустник – это весёлое самодеятельное представление с шутками, пародиями, стихами и песнями на местные темы. Именно такое значение этого слова и связано с Москвой начала XX века. Как же это произошло?

Издавна во Владимирской, Рязанской, Костромской, Ярославской, Казанской губерниях, на Урале, в Сибири капустником, или капусткой, называли рубку капусты для засолки «помочью», то есть с приглашением в помощь хозяевам соседей и односельчан, а также вечеринку для рубивших капусту после окончания работы.

Во второй половине XIX века это слово пришло в актёрскую среду, но уже с другим значением: на профессиональном жаргоне артистов капустником стали называть пирушку по случаю окончания зимнего сезона, для которой специально выпекался огромный пирог с капустой, и каждому от этого пирога обязательно доставался кусочек.

В 1900-е годы в Художественном театре, одном из самых любимых и популярных театров в Москве, артисты для себя и своих друзей устраивали вечера, на которых исполнялись пародии и шутки. Эти вечера также получили название капустников. Затем на капустники стали приглашать публику, и 9 февраля 1910 года состоялся первый платный «капустник» с продажей билетов в пользу нуждающихся артистов театра.

Основатель театра, великий режиссер и педагог К.С. Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» так описывал эти знаменитые вечера: «Подготавливались в течение нескольких дней. Работали всюду: в уборных, в коридорах, во всех углах, во время спектаклей, в перерывах между ними и все ночи напролёт...» Программа капустников была весёлой и разнообразной, она строилась на пародировании театральных, цирковых, эстрадных представлений. «Устраивали балаган, – вспоминает Станиславский, – причём И.М. Москвин изображал слугу – старательного дурака, вроде Рыжего в цирке, который опускал и подымал занавес (всегда не вовремя). Он прислуживал фокусникам, подавал им не те предметы, которые им были нужны, наивно выдавал секрет трюка, ставил в дурацкое положение самого фокусника». Изображалась борьба, столь модная тогда в цирке, и огромный Ф.И. Шаляпин боролся с маленьким Л.А. Сулержицким. «Был угадыватель мыслей, который в состоянии гипноза открывал злобы дня и пикантные секреты театра». Вот на такой весёлый вечер попадают и герои И.А. Бунина, который сам нередко посещал их: «...она пристально смотрела на актёров, с бойкими выкриками и припевами изображавших нечто будто бы парижское, на большого Станиславского с белыми волосами и чёрными бровями и плотного Москвина в пенсне на корытообразном лице, – оба с нарочитой серьёзностью и старательностью, падая назад, выделывали под хохот публики отчаянный канкан».

Итак, слово капустник в его современном значении родилось в Москве, в Камергерском переулке, в Художественном театре, приблизительно в начале 1910 года. Значит, его можно считать вполне московским.

Hosted by uCoz